Сказание о Выдропужской иконе Божией Матери


_[vidropuzsk/ikona_smol2.jpg]___[vidropuzsk/ikona_smol3.jpg]___ [vidropuzsk/ikona_smol4.jpg]_
[vidropuzsk/1.png][vidropuzsk/2.png][vidropuzsk/3.png][vidropuzsk/4.png][vidropuzsk/5.png][vidropuzsk/6.png][vidropuzsk/7.png][vidropuzsk/8.png][vidropuzsk/9.png]


ВЫДРОПУССКАЯ ОДИГИТРИЯ, ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Э . В . Шевченко, Д . А . Зайцева - http://www.pravenc.ru/text/161063.html) (празд. 28 июля), чудотворная. Обстоятельства прославления иконы изложены в «Повести душеполезной о чудотворном образе Пресвятыя Богородицы, иже в новгородской области в веси нарицаемой Выдропуске...», известной по списку из Сборника XVII в. (РГБ. Отд. I. Q. № 239; Толст. II 277). Время создания «Повести», автором к-рой назван «князь Егорий Звенигородский, иже именуется Токматон» (Юрий Иванович Токмаков, кн. Звенигородский, воевода в царствование Иоанна Грозного), можно отнести ко 2-й пол. XVI в. (возможно, 70-е гг. XVI в.). Источником повествования, как указал автор, стал рассказ Феодора корчемника, в монашестве Феодосия («в добродетели навык от соловецкого игумена Филиппа, именованием Колычева»), жившего в с. Выдропуск (ныне Выдропужск Спировского р-на Тверской обл.) близ храма вмч. Георгия, где находилась В. и. Повесть относит время прославления В. и. к событиям, связанным с покорением Новгорода вел. кн. Иоанном III (1478). Некий воин родом из «области града Мурома», из дружины вел. князя, проходя со своим отрядом мимо Выдропужска, на правах победителя забрал из ц. вмч. Георгия В. и., стоявшую у царских врат, и поставил икону в своем селе, в ц. свт. Николая. Перед Неделей св. жен-мироносиц, после утрени и чтения Акафиста Пресв. Богородице, воин велел иерею отслужить молебен и перед В. и., назвав икону «полонянкой». По прочтении Евангелия «внезапу трус бысть», церковь поколебалась, сорвало крышу, вихрем подняло икону и унесло прочь. Пораженные страхом люди упали на землю без чувств. Чудесный вихрь явился и около Выдропужска, вблизи ц. вмч. Георгия. Его свидетелем стал местный крестьянин Флор. Пономарь же храма Феодор, имевший обыкновение каждый день совершать каждение в опустевшем храме («после воинства того иерею не сущу ту у церкви»), обнаружил В. и. лежащей в алтаре на престоле. Пономарь известил жителей села о совершившемся чуде перенесения иконы и напомнил предание о том, как эта икона уцелела после пожара, полностью уничтожившего храм во имя вмч. Георгия. Образ был найден под слоем пепла на месте алтаря лежащим ликом вниз, следы огня остались на незначительной части тыльной стороны иконы. Кликните для увеличения картинки Выдропрусская икона Божией Матери (ц. Смоленской иконы Божией Матери в с. Выдропужск Тверской обл.) Похититель иконы после ее чудесного исчезновения осознал дерзость своего поступка и принял решение, сложив с себя воинский чин, совершить пешее паломничество в Выдропужск. Там он, увидев «полонянку» на прежнем месте, всенародно покаялся. В канву повести включено сообщение об иконе Божией Матери «Умиление», «мерою яко локтя единаго», к-рая также была перенесена вихрем вместе с В. и. из муромских пределов в выдропужскую ц. вмч. Георгия. На новом месте икона «Умиление» пребывала недолго, сопроводив «полонянку», она вернулась в свой храм свт. Николая. Священник тотчас сообщил об обретении на прежнем месте иконы воину, к-рый, не ведая, где она пребывала, вопрошал: «Где бы и како ем семо возратися?» Это сообщение опосредованно отражает связь с находившейся в XIX в. в Сретенской ц. (1767) г. Торжка иконы Божией Матери «Умиление», почитавшейся чудотворной, день памяти к-рой в 1-е воскресенье после праздника апостолам Петру и Павлу. Этот образ имеет прямое отношение к Выдропужску, о чем гласит надпись на полях: «Принесен из Двинской земли в Черную гору в царствование Феодора Иоанновича (1584-1598.- Ред.), а в Торжок принесен из Выдропуска» (Ист.-стат. описание г. Торжка. С. 129-130). Вероятно, эта икона была списком с Владимирской иконы Божией Матери, местночтимой в Богородицком мон-ре на Чёрной (Красной) горе Пинежского у. Архангельской губ. В 1565 г. В. и. стараниями Феодора корчемника была поновлена и богато украшена («обложил серебром и златом»). Время установления крестного хода с В. и. из Выдропужска в соборную ц. Преображения в Торжке неизвестно. В описании г. Торжка, составленном в 1860 г., сказано, что «большой крестный ход 18 числа июня (так! - Авт.) установлен с незапамятных времен» и чудотворный образ «в XVI столетии, 18 числа июня, каждый год носим был в город Торжок с крестным ходом и обратно через несколько дней был относим». В этом тексте чтимая икона названа «Выдропусской, или Муромской» (Там же. С. 103-104). Жители Торжка хотели оставить икону в городе как можно дольше, возле нее непрестанно совершалась служба, ее носили по домам горожан, и даже возник спор о ее постоянном местопребывании. В 1630 г. в Москве с нее выполнили список и отправили в Выдропужск. Чудотворная икона была перенесена в Торжок, в ц. Преображения. Был установлен новый крестный ход, совершавшийся 18 июля - в день прибытия В. и. из Москвы. Приходы всех церквей Торжка собирались в Борисоглебском мон-ре и крестным ходом двигались к Преображенскому собору, где по окончании литургии служили молебен перед В. и. Судьба иконы после 1917 г. неизвестна. Список с В. и. находился в Георгиевской ц. Выдропужска до сер. XVIII в., затем был перенесен в новопостроенную ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери (1784). Храм закрыли в 1931 г. В конце Великой Отечественной войны в нем разместили нем. военнопленных. Стояли суровые морозы, и командование приказало отапливать храм иконами. Среди расквартированных в Выдропужске солдат, охранявших немцев, был юноша, Кронид Поспелов (буд. архимандрит Псково-Печерского мон-ря Нафанаил, сын замученного большевиками муромского священника), к-рому удалось спасти В. и. с помощью хозяина снимаемой им квартиры Степана Юрзова, выменявшего у командира конвоя образ Божией Матери на дрова. Ок. 50 лет икона пребывала в семье Юрзовых и после возвращения в лоно РПЦ ц. Смоленской иконы Божией Матери (1991, богослужения с 1995) была передана в храм, где ныне и находится в приделе свт. Николая Мирликийского. Иконографический тип Богоматери - Смоленская «Одигитрия». Размер В. и., находящейся в наст. время в Выдропужске,- 66,2´ 90 см. Изображение выполнено на розовом фоне. По нижнему полю справа идет надпись: . В 2000 г. икона была реставрирована. Об особых чинопоследованиях В. и. не известно. В 2000 г. были составлены тропарь 4-го гласа, кондак 6-го гласа и акафист В. и. (в наст. время на рассмотрении Богословской комиссии). В тропаре воспроизведена версия об обретении В. и. иноками Валдайского мон-ря. Тексты кондака и тропаря были отредактированы архим. Нафанаилом. В наст. время в день празднования В. и. ежегодно по окончании литургии совершается крестный ход от ц. Смоленской иконы Божией Матери к 2 источникам - Георгиевскому (на месте прежней ц. во имя вмч. Георгия) и Покрова Пресв. Богородицы (часовня над источником). 14-22 февр. 2003 г. В. и. пребывала в московском Сретенском мон-ре, весной 2004 г.- во Всехсвятском кафедральном соборе Тулы. Лит.: Илиодор, иером. Ист.-стат. описание г. Торжка. Тверь, 1860. С. 103-104; Лавровский Н. Л. Повесть о чудотворном образе Богородицы, находившемся в Выдропуске // Летописи рус. лит-ры и древности. М., 1862. Ч. 3. С. 19-28; Повесть душеполезна о чудотворном образе Пречистой Богородицы честного и славного ея Одигитрия, яже в Новгородской обл. в нарицаемой веси в Выдропуске в храме св. страстотерпца Георгия / Описана блгв. кн. Георгием Звенигородским, еже именуется Токмо... СПб., 1880; Поселянин. Богоматерь. С. 479-483; Bentchev I. Handbuch der Muttergottesikonen Russlands. Bonn, 1985. S. 95; Ebbinghaus А. Die altrussischen Marienikonen-Legenden. Wiesbaden, 1990. S. 168-173; Чудотворная икона Божией Матери «Одигитрия Выдропусская» // Тверской собор. 2003. № 2 (7), март. С. 8; http://www.spas.tvcom.ru/v_akaf.html [Электр. ресурс] (акафист В. и.).
[vidropuzsk/ikona_smol5.jpg]

[vidropuzsk/vidropuzsk56.jpg]_[vidropuzsk/ikona_smol6.jpg]_ [vidropuzsk/vidropuzsk53.jpg]

[vidropuzsk/vidropuzsk43.jpg]____[vidropuzsk/vidropuzsk44.jpg]